Мокрая и ледяная дорога

Библиотека: 

Мокрый хуже ледяного

Ситуация, мягко говоря, неприятная: жмешь на тормоз изо всех сил, а автомобиль практически не замедляется…
Острыми ощущениями делится Денис Арутюнян. Фото Константина Якубова и Георгия Садкова.

Каждый год с наступлением холодов мы жалуемся: опять дороги залили этой гадостью! Против гололедные реагенты оседают мутной пленкой на ветровом стекле, оставляют грязные разводы на кузове. Да и на одежде и обуви после контакта с «химией» остаются неприятные пятна. А еще в снежные дни катастрофически растет число аварий. Как зимние условия влияют на тормозной путь? Какая дорога опаснее? Вооружившись профессиональной аппаратурой, мы выехали на январские дороги.

ЛЕД ПОД ТОНКИМ СЛОЕМ СНЕГА – 71,57 м (70,02 – 73,12 м)

 Лед под тонким слоем снега

Динамометрическая дорога полигона покрыта тонким слоем льда, слегка припорошенного снегом. Разгон до 80 км/ч (типичная для пригородов – да и для города – скорость), удар по педали… Обутая в новенькие шипованные шины «КИА-Спортидж» ожесточенно стрекочет ABS, немного рыскает, но в целом предсказуем. Результат не удивил – чуть больше 70м. Серия повторных заездов подтвердила: тормозной путь на льду – от 70,02 до 73,12 м.

УКАТАННЫЙ СНЕГ – 63,72 м (62,55 – 64,88 м)

 Укатанный снег

Отдышавшись, приступаем ко второму этапу. Теперь под колесами укатанный снег, за бортом те же – 8С. После первой же попытки очевидно: здесь можно тормозить с большей уверенностью – руль меньше рвется из рук, да и остановилась машина, похоже, быстрее. Измерительная аппаратура подтвердила: «Спортидж» проехала неполных 64 м. Еще несколько заездов. Разброс – от 62,55 до 64,88 м. Итак, зимних освоили. Поедем к «печке»

СНЕКЖНО-СОЛЯНАЯ КАША РАЗЛИЧНОЙ КОНСИСТЕНЦИИ – 49,24 м (47,62 – 50,85 м)

Снежно-соляная каша

На свободной дороге близ столицы проплешины влажного, но почти чистого асфальта сменяются нашлепками коричневой снежной каши: здесь со льдом борются по старинке – посыпают песком и солью. Грязный снег лежит неравномерно, значит, разброс результатов будет больше и, возможно не уложится в пределе погрешности. Так и есть: на остановку с 80 км/ч на песочно-соляном покрытии потребовалось минимум 47,62 м, максимальный путь – 50,85 м. Еще и получил порцию неприятных ощущений: машина заметно рыскает, ее сложнее удержать в заданном коридоре даже на прямой

МОКРЫЙ АСФАЛЬТ – 91,31 м (89,84 – 92,77 м)

Мокрый асфальт

Очередной номер программы: торможение при - 10С на очень мокрой (очевидно, щедро политой реагентами) дороге, где, разрешенная скорость, напомню, 100 км/ч. Отчаянно стрекоча тормозами, машина, кажется, почти не замедляется. Наконец остановившись, выдохнул и взглянул на прибор: почти 90 м! Разумеется, сырая, блестящая в свете фонарей дорога и здесь неоднородна. Однако новые попытки оптимизма не добавляют: 89,84 м и, наконец… 92,77 м! На льду машина остановилась заметно быстрее.

СУХОЙ АСФАЛЬТ – 35,27 м (34,10 – 36,43 м)

 Сухой асфальт

Спустя пару дней (вернее, ночей) приехали на этот же участок дороги, но уже подсохший. Так и есть: «Спортидж» смог остановиться через 34,10 – 36,43 м. Что и требовалось доказать!

ЧТО ЛЬЕМ?

До середины 90-х в Украине и России для борьбы со снегом и льдом на дорогах использовали смесь песка и технической соли (NaCl). Минусы – забитые песком водостоки и изъеденные солью кузова машин. В настоящее время в большинстве регионов применяют в основном смеси на основе хлорида кальция (CaCl2) или хлорида магния (MgCl2) с добавлением модификаторов, снижающих коррозионную активность реагентов. Коммунальные службы пытаются перейти на более современные препараты на основе солей органических кислот – уксусной (например, ацетат аммония CH3COONH4) или муравьиной (формиаты натрия и калия: NaCOOH, KCOOH). Эти соединения менее агрессивны, со временем разлагаются, не накапливаясь в почве и воде. Однако применению таких реагентов мешает высокая цена.

Конечно, без лабораторных экспертиз категорически утверждать, что наши противогололедные реагенты делают дороги гораздо опаснее, некорректно. Но и пренебрегать полученными результатами нельзя. Хотя бы потому, что они подтвердили вроде бы известную, но порой забываемую истину: зимние дороги опасны не только снегом и льдом, но и неоднородностью покрытия. Нужно быть готовым к тому, что тормозной путь зависит даже от того, в каком ряду вы едите – в большей степени накатанном или меньшей.

Ну в к реагентам, как минимум, есть вопросы. Тысячи литров вылитой на асфальт жижи – явно не панацея от всех дорожных бед. Об этом не стоит забывать нам, водителям. А хорошо бы и тем, кто отвечает за дороги.

Читать статьи