Единая база ГАИ

Библиотека: 

«Единая база ГАИ – уже к концу года»

В преддверии юбилея Центра безопасности дорожного движения его начальник Сергей Будник рассказал о нововведениях, которые ожидают отечественных автомобилистов.

В январе исполняется 20 лет со дня основания Центра безопасности дорожного движения и автоматизированных систем при МВД Украины. В связи с этой датой «Автоцентр» пригласил на веб-конференцию его начальника генерал-майора милиции Сергея Будника, и у учителей нашего интернет-сайта появилась возможность получить ответы на интересующие их вопросы, касающиеся ГАИ и Центра. Наиболее актуальные мы сегодня публикуем.


Единая база ГАИ


? Сергей Иванович, поздравляем Вас с юбилеем! Желаем всему коллективу Центра успешной и плодотворной работы в повышении безопасности движения. Расскажите подробнее, чем сегодня занимается Центр, и какие задачи на него возложены?

Сергей Будник: 22 января 1992 года было принято распоряжение Кабинета Министров Украины о создании Научно-исследовательского центра безопасности дорожного движения (НИЦБДД) на базе Киевского филиала всесоюзного НИЦ МВД СССР. Его первоочередными задачами были названы системное изучение причин ДТП, разработка условий для их предупреждения, координация научно-исследовательских работ на общегосударственном уровне, разработка и усовершенствование нормативно-правовой и методической базы деятельности ГАИ в вопросах безопасности движения. Одной из первых работ Центра и его визитной карточкой стала разработка национальных Правил дорожного движения Украины, принятых 31 декабря 1992 года.

Сейчас наша структура называется немного иначе – Центр безопасности дорожного движения и автоматизированных систем при МВД, и его задачи шире. Кроме вышеприведенного, он занимается еще и вопросами построения национальной автоматической информационной системы ГАИ, разработкой государственных стандартов в сфере безопасности движения, подготовкой и согласованием технических условий на производство ТС и их переоборудование. Соответствующие подразделения Центра разрабатывают нормативную базу по подготовке участников дорожного движения, а также проекты законодательных документов в сфере повышения безопасности дорожного движения. Кроме того, мы занимаемся подготовкой макетов и изготовлением индивидуальных номеров.


? Руководство ГАИ уже на протяжении долгих лет говорит о желании создать единую общегосударственную базу данных, которая бы предоставляла возможность получить всю необходимую информацию об автомобиле и его водителе. Когда все-таки она появится?..

С.Б.: Сегодня Центр активно занимается построением Национальной автоматизированной информационной системы (НАИС) ГАИ. Задержка с внедрением общей базы данных была связана с отсутствием должного финансирования – ведь для ее создания необходимо было провести закупку дорогостоящего оборудования. В прошлом году по просьбе МВД из государственного бюджета выделили средства на создание базы; запланировано необходимое финансирование и на этот год.

Ныне проводится тестирование программного обеспечения НАИС и будет осуществляться подключение региональных ГАИ с имеющимися у них базами данных. Мы планируем, что НАИС полноценно заработает уже к концу года. Новая система в отличие от предыдущих баз данных будет одноуровневой. То есть, например, если инспектор вносит информацию о регистрации ТС, она сразу же попадает на центральный сервер Управления ГАИ Украины. Ранее информация сначала поступала в региональную базу и только после этого – в центральную. При такой многоуровневой цепочке возможны были злоупотребления со стороны недобросовестных сотрудников или внешних источников. Благодаря одноуровневой системе и присвоению информации персонального кода (а для этого мы создаем центр сертификации ключей) можно легко проследить, кто ответственен за ее внесение в НАИС.


Как руководство МВД и ГАИ относится к техническим средствам контроля? Будет ли восстановлена практика фотофиксации превышения скорости, чтобы штрафы платили и депутаты, и чиновники, и «крутые» водители?

С.Б.: Руководство ГАИ относится к этому вопросу положительно, как и к другим предложениям, касающимся повышения безопасности дорожного движения. По поручению правительства при Министерстве юстиции создана группа по разработке проекта закона об автоматической фиксации фактов нарушения ПДД. Соответствующие предложения нами уже предоставлены, сейчас идет проработка и согласование.

Напомню, что автоматическая фиксация нарушений ПДД отменена Конституционным судом в связи с тем, что при ее выполнении не было конкретно известно, кто данный момент находится за рулем, чем нарушался принцип индивидуализации вины и привлечения к ответственности, а также принцип презумпции невиновности. Для внедрения практики автоматической фиксации нарушений нужно внести соответствующие изменения в Закон Украины «О дорожном движении», кодекс Украины «Об административных правонарушениях» и пр.


? Когда появится новая редакция Правил дорожного движения? В начале прошлого года их обещали ввести к середине 2011-го… Расскажите о трех-четырех самых интересных новшествах, которые вы собираетесь ввести в ПДД.

С.Б.: Мы надеемся, что в ближайшее время новая редакция ПДД будет включена в единый законодательный акт, объединяющий се законодательные и нормативно-правовые акты о дорожном движении. Такое предложение сейчас обсуждается и даже поддерживается Комитетом Верховной Рады по законодательному обеспечению правоохранительной деятельности. Таким образом, Правила движения получат более высокий статус – законодательный. Вполне логичное решение об объединении всех законопроектов, уже внесенных на рассмотрение Верховной Рады народными депутатами по усовершенствованию законодательства в сфере дорожного движения, принято соответствующим постановлением Верховной Рады. Этот единый документ наши парламентарии рассмотрят ближайшее время, и мы также принимаем участие в его подготовке.

Относительно новшеств в ПДД отмечу предложения об обязательном применении ближнего света фар в осенне-зимний период и светоотражающих фликеров для пешеходов в темное время суток, определении главной дороги при движении по кругу на перекрестках с круговым движением, а также изменение структуры Правил и терминологии.

? Как ГАИ готовится к Евро-2012?

С.Б.: Мы проводим переподготовку своих сотрудников, направленную на повышение уровня их образования и профессионального мастерства. Если ранее на службу принимали людей со средним образованием, то ныне их уровень должен будет соответствовать званию бакалавра. В рамках подготовки к Евро-2012 наши сотрудники, которым предстоит общаться с зарубежными гостями, интенсивно изучают английский язык.

ГАИ участвует и в совершенствовании организации дорожного движения и законодательной базы. В городах, принимающих Евро-2012, по согласованию с нами определены и выделены полосы для движения общественного транспорта. Однако проблема в том, что водители нередко игнорируют требования соответствующих знаков и разметки, паркуя на этих полосах свои ТС. С учетом этого по нашей инициативе подготовлен проект изменений в Административный кодекс, направленный на повышение ответственности водителей при совершении подобных нарушений. Хочу сообщить, что данный законопроект уже принят в первом чтении Верховной Радой.

Читать статьи